Главное меню

Каковы критерии научности той или другой области знания?

1
Критерии существования научного знания

С каждым годом наука все более уверенно входит в нашу жизнь. Фильмы, книги, сериалы наполняются специализированными терминами, которые ранее использовали только ученые. Все больше людей стремится понять, как же устроен окружающий мир, по каким законам существует наша Вселенная.

В связи с этим, возникают вопросы: что такое наука? Какие методы и средства она использует? Каковы критерии научного знания? Какими свойствами оно обладает?

Познавательная деятельность человека

Всю познавательную деятельность человека можно разделить на два вида:

Обыденное –осуществляется стихийно всеми людьми в течение жизни. Такое познание направлено на приобретение навыков,которые нужны человеку для приспособления к условиям реальной жизни Научное – предполагает изучение явлений, механизм действия которых еще не полностью раскрыт. Добытые сведения отличаются принципиальной новизной.

Научное знание представляет собой систему...

0 0
2
Каковы особенности научного познания (критерии научности)?

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности — это проблема демаркации, т.е. это поиск критериев разграничения собственно научного знания и не (вне) научных построений. Каковы основные особенности именно научного познания? К числу таких критериев можно отнести следующее:

1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука...

0 0
3

Природа научного знания.
Идеалы и критерии научности знания

1. Основные признаки научного знания.

Научное знание — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной
Основные признаки научного знания заключаются в следующем:
- наука есть особая деятельность по получению новых знаний. Последнее предполагает существование определенной категории людей, занимающихся научной деятельностью;
- фиксация получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности;
- целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижения истины;
- наука – это рациональное знание;
- наука является системой знания.
Одним из основных характеристик научного знания являетсярациональность (лат. ratio — разум) —...

0 0
4

Первым из них является системность знания. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Но одного принципа системности мало для того, чтобы назвать какие-то знания наукой. Ведь и вне науки есть систематизированные знания, например религиозные, которые тоже внешне выглядят стройными, логически обоснованными системами.

Поэтому вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для...

0 0
5
Критерии научности

Одним из признаков, отличающих научное знание от ненаучного, является его системность. Это значит, что тот эмпирический материал, которым располагает наука, соответствующим образом организован, сведен в определенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную структуру, оно состоит из множества самых разнообразных элементов. На «микроскопическом» уровне науки можно выделить, например, такие элементы, как понятия суждения, умозаключения, хорошо отличимые друг от друга по ряду формальных признаков. Однако они не выражают специфику научного знания, поскольку в таких формах осуществляется как научное, так и донаучное познание. По этой причине я не буду рассматривать понятия, суждения, умозаключения.

Для системы научных знаний характерно использование более крупных блоков, каковыми являются – гипотеза, теория, модель. Эти формы научного знания даже с чисто внешней формальной стороны отличаются от указанных выше, именно они характерны для современной...

0 0
6
Сущность научного познания. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы.

Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе

понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему

некое явление протекает именно таким образом. Научное знание не терпит

бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно

обосновано.

Сущность научного знания, заключается в понимании действительности, в

достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое,

закономерное, за единичным - общее.

КРИТЕРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки? Одним из

важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность.

Она является одним из критериев научности.

Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная...

0 0
7

Количество просмотров публикации Каковы критерии научного знания? - 27

Наука как вид знания отличается определ енными призна ками. Формулировка этих признаков зависит в первую очередь от того, какая из наук рассматривается в качестве образца. Долгое время в роли...

0 0
8
Лекция № Понятие науки и структура научного знания План 1. Определение науки. 3 аспекта бытия науки. 2. Наука в системе культуры. Сциентизм и антисциентизм. 3. Закономерности развития науки и критерии научности. 4. Классификация наук.

1. Предмет философии науки. Философия науки как дисциплина возникла сравнительно недавно – во второй половине XX столетия и причиной ее появления стала необходимость осмыслить место, функции науки в условиях научно-технической революции. Термин был предложен нем. философом Евгением Дюрингом в 1878 г. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности рассматриваемых в историческом развитии. Это особое знание о науке в целом, ее месте в культуре, о том, как совершается научный поиск, какова динамика научного знания, методы и методология исследовательской деятельности. Рассматриваются такие проблемы, как критерии научности знания, принципы его организации и функционирования, способах его...

0 0
9

КРИТЕРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки?

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Она является одним из критериев научности.

Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга, телефонный справочник, дорожный атлас и т.д. и т.п. - везде знание классифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.

Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.

Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда...

0 0
10

Наука как вид знания отличается определенными признаками. Формулировка этих признаков зависит в первую очередь от того, какая из наук рассматривается в качестве образца. Долгое время в роли «образцовой» науки выступала математика. Поэтому главными признаками научности считались аксио-матизм и дедуктивность, являющиеся главными характеристиками математического знания. Авторитет математики как эталона науки настолько силен, что не только ученые, но и многие философы стремились математизировать даже очень далекое от математики знание, чтобы его можно было считать наукой. Например. Спиноза попытался изложить этику геометрическим способом. В Новое время в ранг образцовой науки было возведено экспериментально-математическое естествознание, и к логико-математическим критериям научности добавились эмпирические.

Теоретическая разработка эмпирических критериев науки связана прежде всего с деятельностью неопозитивистов. Несмотря на то что многие философы занимались проблемами науки,...

0 0
11

Введение

Сущность, основные функции и предмет науки.

Методология и методы науки.

Наука и другие области культуры.

Критерии научности знания. Характерные черты и отличительные признаки науки.

Заключение.

Литература.

Введение

Каждый человек в своем развитии с раннего детства до зрелости проходит свой собственный путь развития. Наиболее общим, объединяющим все эти индивидуальные пути развития людей, является то, что это путь от незнания к знанию. Более того, весь путь развития человека как gomo sapiens и человечества в целом тоже представляет собой движение от незнания к знанию. Правда, между знаниями отдельного человека и человечества в целом есть и существенная разница: ребенок до трехлетнего возраста овладевает примерно половиной всей той информации, которую предстоит ему усвоить за всю жизнь; а объем информации, которой владеет человечество, удваивается в среднем каждые 10 лет.

Каким же образом получается и...

0 0
12
Специфика научного знания. Проблема критериев научности

Кун

Для начала я ставлю вопрос о том, каковы характеристики добротной научной теории. Среди набора совершенно обычных ответов я выбираю пять, не потому что они исчерпывающие, а потому что каждый из них в отдельности важен, а в купе они достаточно разнообразны, чтобы обозначить то, что ставится на карту. Во-первых, теория должна быть точной: следствия, дедуцированные из теории, должны обнаруживать согласие с результатами существующих экспериментов и наблюдений. Во-вторых, теория должна быть непротиворечива, причём не только внутренне или сама с собой, но также с другими принятыми теориями, применимыми к близким областям природы. В-третьих, теория должна иметь широкую область применения, следствия теории должны распространяться далеко за пределы тех частных наблюдений, законов и подтеорий, на которые её объяснение первоначально было ориентировано. В-четвёртых (это тесно связано с предыдущим), теория должна быть простой,...

0 0
13

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ - раздел Образование, Концепции современного естествознания Одним Из Основных Критериев Научности Является Системность Знания. Систе...

Все темы данного раздела:

Характерные черты науки
О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебно

Отличие науки от других отраслей культуры
Наука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку. Наука отличается от МИСТИКИ т

Наука и религия
Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное зна

Наука и философия
Важно правильно понимать и...

0 0
14
/Уже более столетия общепринято, что вера в самопроизвольное образование живого из неживого, в возникновение человеческого разума из мохнатого черепа обезьяньего, вера в чудесное превращение червя в лягушку, лягушку в змею и т.д. имеет под собой исключительно научную базу./

Конечно, ничего чудесного современная ТЭ, СТЭ не предлагает.

А почему не верят в чудеса креационисты непонятно.

/Мы можем также видеть, что не только в научном мире, но и в смежном с ним научно-популярном эволюционные идеи считаются безоговорочно истинными./

Да, но как многие и другие идеи.

/Возьмем, к примеру, компьютерные фильмы из серии «Жизнь животных». Я имею в виду многосерийные, с динозаврами, мастодонтами и другими вымершими животными. Все, наверное, видели эти фильмы, в которых динозавры благодаря компьютерной графике предстают как живые./

Тут скорей, просто, следуют официальному мнению Академии Наук.
Что разумно.

/Посмотрите на наши загаженные подъезды,...

0 0
15

Наука – сложное, многогранное образование, ее можно рассматривать с разных сторон, под разным углом зрения: как специфическую форму деятельности, как особый вид познания, как совокупность дисциплинарных знаний, как академическую систему, как социальный институт и т.д. Один из основателей науки о науке, английский ученый Дж. Бернал отмечал, что дать исчерпывающее определение науки по существу невозможно – можно лишь наметить пути, следуя по которым, мы приблизимся к пониманию науки. Современная философия науки изучает прежде всего три аспекта бытия науки:
1) науку как познавательную деятельность;
2) науку как социальный институт;
3) науку как особую сферу культуры.

Наука – это, прежде всего, деятельность. Всякая деятельность представляет собой субъект-объектное отношение, в котором активность субъекта направлена на преобразование объекта в соответствии с поставленной целью. Любая деятельность имеет следующую структуру:
1) объект –...

0 0
16
ПЛАН
Введение

1. Сущность, основные функции и предмет науки.

2. Методология и методы науки.

3. Наука и другие области культуры.

4. Критерии научности знания. Характерные черты и отличительные признаки науки.

Заключение.

Литература.


Введение
Каждый человек в своем развитии с раннего детства до зрелости проходит свой собственный путь развития. Наиболее общим, объединяющим все эти индивидуальные пути развития людей, является то, что это путь от незнания к знанию. Более того, весь путь развития человека как gomosapiens и человечества в целом тоже представляет собой движение от незнания к знанию. Правда, между знаниями отдельного человека и человечества в целом есть и существенная разница: ребенок до трехлетнего возраста овладевает примерно половиной всей той информации, которую предстоит ему усвоить за всю жизнь; а объем информации, которой владеет человечество, удваивается в среднем каждые 10 лет.

Каким же образом получается...

0 0
17
Понятие о критерии научности знания

Основным признаком научности знания и науки И. Кант считал систематичность. По Канту, научные знания - это знания, представ ляющие собой обязательно систему согласно «архитектонике чисто го разума». Особенно ясно эти мысли выражены в разделе «Транс цендентальное учение о методе» в «Критике чистого разума»: «Под архитектоникой я разумею искусство построения системы. Так как обыденное знание именно лишь благодаря систематическому един ству становится наукой, т.е. из простого агрегата знаний превраща ется в систему, то архитектоника есть учение о научной стороне наших знаний вообще, и, следовательно, она необходимо входит в учение о методе» [Кант, 1994а, с.486]. Важно, что во всех определе ниях Кантом науки выделяемым инвариантом является ее систематичность. Так, он пишет: «Что касается сторонников научного мето да, то перед ними выбор: действовать либо догматически, либо скептически, но они при всех случаях обязаны быть систематичными»[1] Что...

0 0